Области вокруг Бухары, пятого крупнейшего города Узбекистана, населялись в течение пяти тысячелетий. Рождение самого города можно отнести к 500 году до нашей эры, когда три небольших укрепленных поселения были обнесены каменной стеной - «шахристан», окруженный поселениями ремесленников - «рабад». Бухара вошла в историю как вассальное государство в Персидской империи. Позже она переходила к Александру Македонскому, Селевкидам, греко-бактрийцам, находилась в составе Кушанской империи.
Расположенный на Великом шелковом пути, город являлся ключевым центром торговли. Не менее шестидесяти караван-сараев находились в Бухаре, в которых останавливались на отдых купцы из многих стран Древнего Мира, Ирана, Индии, Китая.
Бухара функционировала как культовый центр вероисповедания иранской богини воды и плодородия Ардвисура Анахита, с которым была во многом связана экономика города. Примерно раз в лунный цикл жители Зеравшанской долины обменивали своих старых идолов богини на новые. Грандиозный торговый фестиваль, проходивший перед храмом Мок, олицетворял надежду на то, что земля родит богатый урожай.
Особенный расцвет Бухары отмечен концом шестнадцатого века, когда она столицей ханства, охватывающего большей часть Средней Азии, северной Персии и Афганистана, во времена династий Шейбанидов и Аштарханидов.
Центр культуры и религии, науки и образования. Образование того периода включало теологию, математику, юридические науки, логику, музыку. Образовательная система оказала большое влияние на развитие узбекского языка. Знаменитой и влиятельной Бухара оставалась в течение девятнадцатого века, играя важную роль в культурной и религиозной деятельности Востока. В Бухаре сохранилось невероятно большое количество исторических и архитектурных памятников, расположенных в самом городе, в окрестностях и соседних районов, среди них очень много медресе семнадцатого столетия.
Шедевр ранней погребальной архитектуры Мавзолей Исмаила Самани (так же известный как Мавзолей Саманидов). Старая часть города, названная «музеем под открытым небом» и внесенная в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (1993), центр международного туризма.
Вода всегда играла огромную роль в условиях засушливого, горячего климата Средней Азии. С древнейших времен в регионе практиковали орошаемое земледелие с хорошо разработанной ирригационной системой. Традиционно города строили у рек, от которых отводили каналы, а от них - арыки (небольшие каналы), опутывая ими всю область. Для сохранения воды в городах и деревнях устанавливали открытые резервуары питьевой воды (хауз), специальные водохранилища - купольные цистерны (сардоба), находящиеся вдоль дорог, чтобы снабдить водой путешественников и животных.
Самые древние сардобы сохраняются в оазисе Бухары. Многочисленные хаузы, окруженные деревьями, находившиеся почти в каждом квартале и в пределах архитектурных зданий, добавляли очарование и красоту прекрасной Бухаре.
Ляби-хауз, в переводе «у хауза», название области, окружающей одно из некоторых сохранившихся в Бухаре прудов. До советского периода многочисленные хаузы являлись основным источником воды в городе, но были печально известно как источники распространения болезней. В 1920-30 годы многие пруды осушили, и только ляби-хауз, представляющий часть чудесного ансамбля, построенного в течение 16-17 веков сохранился, сохранился. Окружающий с трех сторон хауз Диван-Беги ансамбль включает три здания.
Медресе Кукельдаш (1568-1569), старейшее и самое большое в городе, находящееся в северной части, строительство которого спонсировал Низам ал-мулк Кулбаба кукельташ (кукельташ или кукельдаш, дословно «молочный брат», одна из важнейших должностей при дворе) при Абдулле-хане II (из династии Шейбанидов). Согласно священной традиции каждый новый хан восседал на белоснежном очень ценном войлоке, в то время как его высоко поднимали в воздух над троном. Привилегия поднимать хана предоставлялась четырём самым авторитетным мужам, среди них эмиру Кулбала. Размеры медресе (89 на 69 м) также символизировали государственную власть под руководством Абдуллы-ханы II, что находит подтверждение и в интерьере, где доминирует отделка белого цвета.
В настоящее время в медресе размещается музей, посвященный выдающимся писателям основоположникам таджикской и узбекской литературам Садриддину Айни и Джалола Икроми, обучавшихся в медресе.
Два других религиозных здания ансамбля - Ханака Диван-Беги (1620), приют для странствующих дервишей (таково было изначальное предназначение ханак – суфийские «гостиницы») и медресе Диван-беги (1622-1623), построенные Надиром диванбеги, кто был дядей и визирем Имамкули-хана. На западе и востоке хауза, соответственно.
Знаменитейший памятник Бухары – Арк. Массивная цитадель, согласно археологическим исследованиям первоначально построенная в первых веках нашей эры, может даже и раньше. В легенде рассказывается, что создателем Арка был герой иранского эпоса Сиявуш. Оклеветанный мачехой, которая влюбилась в юношу, но была отвергнута им, Сиявуш вынужден был скрываться в Туране (Туркестане), где он влюбился в принцессу, местного правителя. Условиям отца девушки было построить дворец на земле, ограниченной бычье шкурой. Но Сиявуш разрезал её на тонкие полоски, затем связал концы и построил дворец внутри созданной границы.
Дополнительно к тому, что Арк представляла массивную крепость, она охватывало то, что по существу и являлось городом. В течение своей истории Арк являлась резиденцией бухарских эмиров. Не раз её разрушали и затем восстанавливали, но самый ужасный вклад в разрушение крепости внесли большевики, под командованием Михаила Фрунзе, когда в 1920-м году её бомбили с самолёта, чтобы выкурить из крепости осажденных. В сегодняшние дни руины Арка являются символической достопримечательностью и домом архитектурно-художественного музея-заповедника, иллюстрирующего подробно историю, этнографию, письменность, природу Бухарской области.