Роскошный Буржуа, «Венеция Севера», одна из королевских регалий Бельгии, - много эпитетов для самого уникального города Бельгии и Европы в целом. Нигде в другом европейском городе не сохраняется в полной мере атмосфера изящного средневекового города как в Брюгге. Брюгге уникален во всем и городские власти прикладывают все усилия, чтобы сохранять имидж по средневековому выглядящему, но абсолютно современному городу.Брюгге – смешение средневековых улочек, перекрестных каналов, великолепной архитектуры, домов гильдии с сомкнутыми фасадами и ступенчатыми фронтонами, похожих на имбирные пряники. Невозможно не плениться старым городом, историей, культурой, рынками, шоколадными магазинами. Неудивительно, что ЮНЕСКО наградило исторический центр города статусом памятника Всемирного наследия.
Каналы Брюгге используются исключительно для туристических экскурсий и только пяти семьям разрешено организовывать лодочные экскурсии, каждая семья имеет по четыре открытых лодки.
Безусловно, не каждый камень в Брюгге расскажет о средневековых временах. Брюгге прекрасен и неоготической архитектурой 19 столетия и достопримечательности этого стиле в Брюгге присутсвуют даже в большей степени, чем можно предполагать. Но гармоничное соседство старинного, не очень старинного и нового настолько прекрасно, что редко кто, увидев Брюгге, летом или зимой, забудет о нем когда-либо.
Местоположение Рыночной площади (Гроте Маркт) в центре города указывает на то, что она являлся сердцем города в средневековые времена. Во всяком случае, коммерческим сердцем, поскольку городское правительство располагается на соседней площади Бург. Рынок закрытый (с 1996 года) и полностью отреставрированный, одна из самых привлекательных достопримечательностей города. Примечательный памятник, символ независимости города в средневековье и гражданской гордости, словно парящая над площадью, Беффруа (и Зал Ткани), возведенная в камне около 1300 года (достроена в 1482), после того как оригинальная башня сгорела. Башня высотой 83 метра, с городскими часами, круговыми галереями, статуей Мадонны над входом и 47 колоколами, является одной из лучших колоколен в Бельгии. В середине площади – скульптуры Иоанна Брейделя (старшина цеха ткачей) и Петера де Конинка (старшина цеха мясников), участвовавших в восстании 1302 года против оккупации Брюгге французским королем Филиппом Красивым (это привело к знаменитой Битве Золотых Шпор и присоединению Брюгге к Франции).Другие стороны Рыночной площади заняты ресторанами, магазинами, размещенными в бывших частных зданиях и домах гильдии.
Именно в местоположении площади Бург Балдуин I Железная Рука, основатель могущественного фламандского дома, зять короля Карла II Лысого, построил укрепленный замок, чтобы обезопасить новый город от воинственных нормандцев и неугомонных викингов. Замка давно нет, так же как и основного религиозного здания Брюгге, стоявшего на противоположной стороне от ратуши, церкви святого Донатуса. На месте церкви небольшая стена, частичная реконструкция стен хора церкви, основанной около 900 года. Несколько очень фламандцев были похоронены в церкви, среди них фламандский живописец Ян ван Эйк, испанский философ, гуманист Хуан Луис Вивес.
Прекраснейшее здание в готическом стиле Ратуши – одна из старейших и монументальнейших ратуш Нижних землях (Нидерланды), с узкими стрельчатыми окнами, с 48 нишами, в которых находятся скульптурные изображения библейских персонажей и графов Фландрии. Оригинальные скульптуры, уничтоженные во время Великой Французской революции, заменили современными версиями в 19 столетии. Готический зал Ратуши, к которому приводит роскошная лестница (в вестибюле) украшена настенной живописью в неоготическом стиле, иллюстрируя важнейшие события в истории Брюгге.
Площадь Бург, вообще, демонстрация разнообразных европейских архитектурных стилей. Рядом с ратушей старинное красивейшее здание Архива Гражданской Регистрации в стиле ренессанса. Восстановленные декоративные статуи изображают богиню Правосудия, Моисея и Аарона. Рядом с домом «Свобода Брюгге», здание в неоклассическом стиле. Барочный стиль представлен Деканатом, домом прежних деканов церкви святого Донатуса, позже ставший частью дворца епископа Брюгге.
Старейшее и очень почитаемое религиозное место – «Базилика Святой Крови», заложенная для хранения в ней мощей святого Василия Великого и византийского реликвария с «пропитанной кровью Христа бараньей шерстью». В легенде рассказывается, что Балдуин III граф Иерусалимский передал реликвию графу Фландрии Тьерри Эльзасскому, который после возращения из второго крестового похода привез её в Брюгге и поместил в основанную часовню. В Библии нигде не упоминается о том, что кровь Иисуса каким-то образом была сохранена, кроме одного из апокрифических евангелий, а недавние исследования доказывают, что прибыла она в Брюгге примерно в 1250 году из Константинополя. Обожание реликвии способствовало всемирно известной Процессии Святой Крови по улицам Брюгге в день Вознесения. Граждане Брюгге одеваются в исторические костюмы, воспроизводят библейские сцены и прибытие графа Фландрии со Святой Кровью в Брюгге.«Базилика Святой Крови», фактически, двойная церковь, состоящая из нижней романской часовни и верхней часовни в готическом стиле. Два уровня церкви значительно отличаются друг от друга – строгий романский с немногим художественным оформлением и готический, изобилующий тщательными деталями и яркими цветами.
Только приближаясь к Брюгге можно видеть издалека самую высокую остроконечную башню (уникальный памятник северной кирпичной готики) города Церкви Богоматери. Возможно, церковь не настолько важна в религиозной иерархии, но большинство посетителей Брюгге спешат в неё, чтобы восхититься шедеврами искусства. В алтаре трансепта помещена скульптура великого Микеланджело Буонаротти из карерского мрамора, так называемая «Мадонна Брюгге», которой восхищался Альберт Дюрер, во время путешествия по Фландрии. Редчайший случай, когда произведение гениального скульптора находится за пределами Италии. В церкви, представляющей в архитектурном отношении элементы разнородных стилей(от шельдской готики к французской готике и более современным архитектурным преобразованиям), немало и других художественных сокровищ, среди которых роскошные надгробия из бронзы короля Карла Смелого и его дочери Марии Бургундской.