Под старинными сводами, в Болонье, памятник, который, так же как и прежде откликаются ренессансным духом, всегда вдохновлявшим город. Построенный более шести столетий назад он воплощает в себе гордость сообщества, сохраняющего его со всей преданностью до современного времени.
Базилика Сан-Петронио, одна из крупнейших в Европе, возведена в 1390 году. Грандиозный храм, достойный своего покровителя, которому он посвящен, олицетворял идентичность сообщества.
Жители города упорно трудились, чтобы иметь возможность жертвовать на строительство структуры, которая бы явилась домом для всех - достижение, имеющее глубокие символические корни. Во второй половине 14 столетия жители Болоньи решали, как выйти из кризисного периода и с надеждой смотрели в будущее, мечтая о свободе и о благе для всех. Это были основные ценности для всего города.
Они желали иметь новый храм, религиозный и культурный, в центре города с видом на большую площадь, которая тогда уже являлась краеугольным камнем общественной жизни. И случилось.
Со всей торжественностью было основано здание храма и благословлен первый камень с гербом города. Отступление от традиционного строительства собора заключалось в том, что работы начались с фасада, а не с аспиды, на южной стороне площади, поскольку это была единственная сторона, свободная от важных зданий города, здесь в основном находились жилые постройки, торговые лавки, несколько небольших церквей и башенок. Их снесли, чтобы освободить местно для нового храма. Это означало и то, что он не будет выходить на восток, что, как правило, требовалось согласно богослужебным законам.
Сделано это было намерено, чтобы расположить величественную массивную структуру рядом с основными центрами общественной жизни, государственными, художественными, образовательными, торговыми зданиями, а также в целях активизации их деятельности.
Базилика строилась по образцу монастырей. Закрытое и одновременно открытое место, пространство для ежедневного священного объединения. Достойное место для культа святого Петрония представляло революционное, амбициозное, беспрецедентное начинание.
Строительство базилики продолжалось в течение нескольких столетий, пока, наконец, не наступило время для возведения огромного купола, под которым бы встретились нефы, трансепт и аспида. Как планировалось изначально, собор должен был превзойти размерами собор святого Петра в Риме. Однако земля и деньги для строительства дополнительных боковых нефов были заимствованы для постройки нового университета. Некоторые говорят, что повлияло вмешательство папы Римского и пришлось переоценить свои возможности с порцией здорового реализма, старый проект был несколько изменен и размеры собора уменьшены.
Фундамент был заложен в 1390, строительство закончено в 1670 году.
Фасад украсили знаменитой коллекцией скульптур, представляющих не просто декорации, а живописующие ренессансную историю. Но даже тогда ещё не пришло время для заключительного этапа.
Верхняя часть фасада так никогда не получила своего мраморного покрытия. По существу базилика Сан-Петронио может считаться незаконченной работой, но она продолжает интриговать и завораживать каждого, кто видит этот величественный и знаменательный символ города. И это не просто легендарное наследие, вызывающее исторические воспоминания, которые без сомнения представляют большой интерес.
Не менее важная эстетическая составляющая, характеризующаяся ярким контрастом между материалами фасада – изысканным мрамором и шероховатой поверхностью кирпичной кладки. Никто не описал здание более поэтично, чем великий итальянский поэт 19 столетия Джозуэ Кардуччи в своем стихотворении Nella piazza di San Petronio.
Когда поступило в очередной раз предложение закончить фасад базилики, он отрыто выступил против него. Его мнение оказалось провидческим и очень современным. Кардуччи считал, что знаменитый памятник, оставленный таким, какой он есть – это объединение истории, идеи и итальянского искусства. Несмотря на незаконченность базилика гармонична в своем внушительном виде – эффект, созданный благодаря прекрасным геометрическим формам, которые непосредственно ссылаются на равновесие в движении астрономических сфер.
Фундамент, высота, линии симметрии, нефы вписаны в треугольники, квадраты, шестиугольники, воплощая принцип золотого сечения. Великолепие базилики очевидно не только в её экстраординарном размере, но и при близком рассмотрении, в той тщательно продуманной красоте всех деталей. Среди них камень, кирпичная основа, угловые колонны, большие окна. Все это было разработано первым архитектором собора, Антонио ди Винченцо. Он был изобретательным мастером, сумевшим направить стиль поздней готики к новым горизонтам. Элегантный и усовершенствованный язык гармоничных пропорций и мягких композиций воплощал очарование древности и говорил по-современному.
Три портала – шедевр фасада. Их иконографическое сообщение - подлинное скульптурное евангелие – встречало посетителей в течение многих веков. То же самое можно видеть и прочитать в церкви во всем радушном пространстве, на потолке головокружительной высоты – все захватывает дух, но в то же время не лишает ориентации посетителей.
В течение своей истории базилика Сан-Петронио являлась главным культурным и художественным центром Болоньи. Место, наполненное сокровищами живописи, скульптуры, архитектуры, прикладного искусства, представляющие каждый художественный период.
Шедевры, вызывающие восхищение по всему миру, авторами которых являются Симоне дей Крочифисси, Джованни да Модена, Филиппино Липпи, Лоренцо Коста Младший, Якопо делла Кверча, Франческо дель Косса, Эрколе де Роберти, Иаков Ульмский, Амико Аспертини, Альфонсо Ломбарди, Пармиджанино, Микеланджело, Бальдассаре Перуцци, Виньола, Палладио…
Традицию достойно продолжают произведения знаменитого скульптора 20 века Джакомо Манцу.
Сокровищница шедевров включает в себя архив церковной музыки, невероятно ценные деревянные хоры Агостино де Марчи, два органа, один из которых является старейшим в
Италии, мастера Лоренцо ди Джакомо из Прато (1475), богослужебные облачения, манускрипты и книги, драгоценности, культовые реликвии, научные и технические артефакты (маятник Фуко, «меридиан Джованни Кассини» и солнечные часы, начертанные на полу (1576, расширенные в 1665). Под сводами базилики проповедовали святые и римские папы, выступали государи и князья.
Здесь покоятся останки многих выдающихся деятелей, в числе которых Элиза Бонапарт, сестра Наполеона.
Базилика Сан-Петронио -центр общественной жизни, религиозных и гражданских традиций города, место событий чрезвычайного характера, определявших эпохи и свидетельствовавших о роли города, находящегося на перекрестке Средиземноморья, Рима и Европы, как коронация Карла V как императором Священной Римской империи папой Климентом VII (1530), внеочередная сессия Тридентского собора (1547).