В Батуми, расположенном на берегу глубокой, хорошо защищенной естественной бухты, в объятиях гор, покрытыми изумрудными лесами, влюбляешься моментально. Совсем не удивительно. Сочетание морского и горного воздуха создает уникальную атмосферу, и это, бесспорно, одна из причин того, почему в Аджарии так много долгожителей. Город, пленяющий соленым дыханием моря, смешанным с пряными ароматами сосен, кипарисов, лавров, сладким благоуханием магнолий, волнующим запахом свежемолотого кофе, доносящегося из открытых кафе, усеивающих восхитительную набережную. Пальмы, олеандры, бамбук, лавры, кипарисы, магнолии, самшиты, эвкалипты, цитрусовые деревья растут повсюду.
За прошедший сравнительно небольшой период город сильно преобразился, ведется активное строительство новых объектов: отелей, развлекательных, спортивных комплексов и так далее. В ближайшей перспективе поставлена цель, сделать город международной туристической зоной. Но Батуми уже сегодня можно смело назвать столицей модерна Грузии, городом искусств, куда с концертными выступлениями приезжают исполнители мировой величины, живописной ночной жизни, соответствующей международному уровню. Однако и старый город, обладающий неповторимым истинно «батумским» шармом, бережно сохранен.
Пленительная атмосфера курорта прошлых столетий – королева в старом городе, архитектуру которого отличает уникальный характер, проявляющийся в сочетании многих архитектурных форм - азиатских и европейских стилей. Традиционно Батуми считался многонациональным и мультикультурным городом, что также характеризуется храмами и церквями города. Православная церковь, католический собор, армянская апостольская церковь, синагога, мечеть.
В городе встречаешь дома в грузинском стиле, детализованные турецкими мотивами, здания периода, когда Грузия находилась в составе российской империи, постройки в духе советского конструктивизма, красивую колониальную архитектуру, украшенную мифическими существами, атлантами, русалками (здание почты, здание бывшего государственного банка). Некоторые из зданий, неприметные днем в свете ярких ночных огней принимают величественные формы настоящих дворцов. Новые жилые районы ослепляют домами всех цветов радуги.
Кафедральный Собор Девы Марии (Батумис гхвитисмшоблис сахелобис сапатедро тамари) - красивый собор в неоготическом стиле. Построенный между 1898 и 1902 годами на средства богатых коммерсантов братьев Зубалашвили, исповедовавших католицизм, как посвящение своей матери, первоначально являлся римско-католической церковью. В период СССР церковь была закрыта, несколько раз величественное здание находилось под угрозой сноса. Только благодаря бурным протестам общественности, поддержанной представителями грузинской интеллигенции, особенно выдающимся грузинским писателем Константином Гамсахурдиа, автора великих произведений «Десница великого мастера», «Давид Строитель» собор удалось сохранить. Эти печальные события легли в основу сюжета фильма «Покаяние» Тенгиза Абуладзе. В 1989 году с отреставрированным интерьером, восстановленными фресками собор открылся как грузинская православная церковь, освященная 16 мая 1989 года Католикосом-Патриархом Грузии Илиёй II.
Новое здание для Римско-католической церкви Святого Духа построили в конце 1990-х годов по проекту грузинских архитекторов Олега Патаридзе и Гиорги Багхошвили и освятили в 2000 году.
Батумский бульвар, протянувшийся на семь километров – гордый символ жителей города. Уже на центральном входе взору представляется удивительное рукотворное зрелище – цветомузыкальные фонтаны. Бульвар, настоящий тематический парк развлечений, в котором любой взрослый и ребенок найдет удовольствие по душе. В ночное время бульвар любимое место прогулок для влюбленных пар, даже учитывая тот факт, что целоваться на бульваре запрещено и как говорят, может последовать наказание штрафом. Разнообразные аттракционы, колесо обозрения, теннисные корты, зооуголок с попугаями, павлинами, лебедями и утками, бамбуковая роща, дискотеки, летние кафе, бары, рестораны, предлагающие блюда вкуснейшей грузинской кухни и других даже экзотических кухонь.
В Аджарском Государственном музее (бывший краеведческий музей), основанном в 1908 году, собраны уникальные материалы в отделах археологии, этнографии, истории, природы. Среди экспонатов – артефакты древнегреческого периода, драгоценные украшения, культовая скульптура, этнографические предметы, произведения декоративно-прикладного искусства, рукописи, фотографии. Редкие памятники природы (флора, фауна, полезные ископаемы). Находки из археологических заповедников Гонио и Пичвнари.
В пятнадцати километрах от Батуми, в устье реки Чорохи, находится село Гонио. К северу от турецкой границы на расстоянии четырех километров, уникальнейший памятник, руины Апсаросской крепости, занимающие небольшую территорию 222 метра в длину и 195 метров в ширину. Название крепости происходит от имени одного из персонажей мифа об аргонавтах, брата Медеи. Древнейшие археологические слои относятся к 8-7 векам до нашей эры.Крепость упоминается Плинием Младшим в первом веке и Аппианом Александрийским в «Войне с Митридатом» во втором веке.
Во втором веке крепость представляла хорошо укрепленный римский город с высокими стенами, являясь культурным центром на территории Колхиды, соответственно с театром и ипподромом. На территории крепости/города проживало до четвертого столетия не менее 1500 солдат.
В середине шестого века Гонио, оставаясь важной цитаделью, перешел в руки византийцев, а в двенадцатом веке вошел в состав грузинского царства. Название Гонио было засвидетельствовано с 14 века. В 16 веке в Гонио размещался оттоманский гарнизон. Крепость была возвращена Грузии после окончания русско-турецкой войны в 1877-1878 годах.Существует предположение, что на территории Гонийской крепости находится могила Апостола Матфия, но, проверить это невозможно. Грузинское правительство запретило вести раскопки на месте захоронения.
Гонио, вообще, очень живописно. Многие туристы не только тбилисцы, которые Батуми считают своей Ривьерой, но и путешественники из других стран, Армении, Азербайджана, Израиля, Украины, России, предпочитают отдыхать именно в Гонио, считая гонийские пляжи привлекательнее батумских.
В Археологическом музее сохраняются редчайшие артефакты, обнаруженные во время археологических исследованиях на территории Батуми и Аджарии (Цихидзири, Пичвнари, Намчедури, Квашта и других местах). Монеты, бронза, керамика, изделия из стекла и многое другое.
Государственный Аджарский Художественный музей, важное место, знакомящее очень подробно с современной грузинской культурой. Музей, расположенный в монументальном историческом здании, построенном по проекту известного грузинского архитектора Кахи Джавахишвили в 1949 году, открылся в 1998 году. В музее сохраняются небольшие коллекции западноевропейской и российской живописи, но, конечно, главное внимание живописи гениальных грузинских художников – Нико Пиросмани, Ладо Гудиашвили, Елены Ахвледиани, Давид Несторович Какабадзе. Помимо живописных произведений талантливые работы графики, керамика, изделия из дерева и стекла, чеканка, скульптура, гобелены.
Всемирно прославленный Ботанический сад расположен в Зеленом Мысу (около девяти километров от Батуми). Основанный российским ботаником Андреем Николаевичем Красновым, Ботанический сад официально открылся 3 ноября 1912 года. Могила и статуя Краснова находится в Саду.
Ботанический Сад, представляющий все элементы пейзажных особенностей, состоит из девяти зон. Флора Восточной Азии, Новой Зеландии, Южной Америки, Северной Америки, Мексики, Австралии, Средиземноморья, субтропиков Закавказья, Гималаев. В общей сложности более пяти тысяч видов, форм, разновидностей, среди которых 2037 деревьев и кустарников.