Город Баго (Пегу прежнее англизированное название), расположенный в восьмидесяти километрах от Янгона, один из интереснейших в культурном и историческом аспекте городов Мьянмы. Не раз был столицей сильного бирманского царства Таунгу (1539-1599 и 1613-1634), ещё раньше монского царства Раманадеса (1369-1539), являлся процветающим торговым центром. Город настолько старый, что ученые не могут даже объяснить точный смысл названия «баго», хотя существует несколько гипотез, но вместе с тем ни одна из них не кажется удовлетворительной полностью.
Согласно легенде Баго основали две монские принцессы (в 573 году) из государства Татон. Они увидели двух хамса, одна птица стояла на спине другой, на холме посреди огромного озера, и посчитали это благоприятным предзнаменованием. В индийской и юго-восточных азиатских культурах хамса (на бирманском - хинтха) - символический образ. Широко встречается в бирманском искусстве и считается символом людей Мон. Орнитологи идентифицируют её как горного гуся. Изображен на флаге округа Баго, флаге штата Мон и историческом флаге Бирмы. Построенный город назвали Хантхавади или Хамсавади (пали) - древнее название Баго.
Пагода Швемадо или Золотой Храм Бога, самая почитаемая в городе и известная не меньше, чем Великая Пагода Шведагон в Янгоне. Хотя пагода Шведагон перечисляется как самая высокая в Мьянме, Швемадо выше её. В пагоде хранятся два волоса, которые Будда Гаутама лично дал двум торговцам по имени Махасала и Кулласала, когда они были в Индии. Они построили маленькую ступу, что сохранить реликвию. Пагоду с тех пор достраивали и украшали много раз, начиная с основательниц Баго. Позже, как говорят, были добавлены ещё «Зубы» (в 982 и 1385).
Король Байиннаунг отдал свою корону, чтобы из неё изготовили «хти» (зонтик/сфера).В конце пятнадцатого века Король Дхаммазеди установил бронзовый колокол на основной платформе, на нём имеется надпись (самый известный колокол, один из трех самых больших в мире колоколов, также дар Дхаммазеди - Великий колокол Дхаммазеди - в Янгоне у пагоды Шведагон). Король Бодавпайя в 1796 году подарил пагоде новый «хти» и она была увеличена до 90 метров.
За время своего долгого существования пагода много раз страдала из-за землетрясений, особенно в двадцатом веке. Землетрясение 1930 года полностью разрушило пагоду и реставрационные работы начались после окончания Второй мировой войны. Воссозданная пагода была увеличена, как никогда, до 114 метров. К 1954 году к ней добавили «хти» усыпанный алмазами. Также как и в пагоде Шведагон - четыре входа. Есть небольшой музей, в котором сохраняются древние статуи Будды (из дерева и бронзы), чудом спасенные во время землетрясения 1930 года. На террасе восемь планетарных позиций, с такими же статуями, как и в Шведагон. Лестницы, ведущие к пагоде, охраняют огромные белые чинте (полулев-полугриф).
Шветхальяун – вторая по величине статуя Будды (55 м) в состоянии паринирвана или окончательной нирваны (первая в храме Чаутхачжи в Янгоне). Но Шветхальяун статуя древнее и оценивается как выполненная более мастерски. Будда был сделан в 994 году по желанию монского короля Мигадиппа I.
В 1757 году последнее монское царство было завоевано бирманцами, Баго разрушили. С этого времени Шветхальяун был скрыт в густой зелени тропиков и вновь открыт в 1881 году, когда рабочие строили железную дорогу. В начале двадцатого века подлесок расчистили, построили святыню для Будды, чтобы защитить статую от погодных явлений. Сегодня вокруг статуи разросся храмовый комплекс, а по дороге продавцы предлагают сувениры и предметы бирманского буддийского культа.
В Баго много и других известных святынь, среди них красивая белоснежная с золотом Махазеди пайя (или Большая Пагода), построенная королем Байиннаунгом (в 1560), пагода Швегуле, пагода Хинтхаконе, связанная с легендой об основании царства Баго, индуистские храмы.
Король Байиннаунг, создатель второй бирманской империи, был выдающимся правителем с грандиозными планами на господство в азиатском мире. Его империя простиралась от индийских границ, охватывая некоторые области Таиланда и Лаоса. Его имя появляется в исторических хрониках других королевств. Когда тайское царство Аютия попало под зависимость бирманского царства Таунгу, Байиннаунг отнял у Маха Чакрапа всех белых слонов. Имея одиннадцать белых слонов, он считал это подтверждением своего величия. Следующей реликвией, которая бы гарантировала ему славу величайшего короля в истории, должен был стать Зуб Будды из Храма Зуба Будды (реликвия никогда не покидала святыню) в Канди (Шри-Ланка).
Оригинальный Дворец Хантхавади или Канбозатади, построенный для короля в 1556 году, являлся отражением великих достижений короля Байиннаунга, политических, социальных, религиозных. Дворец, состоявший из 76 залов, сгорел в 1599 году. В 1990 году на месте дворца начались раскопки, для дальнейшей реконструкции, которая была закончена в 2003 году. Кроме реконструированного дворца с Залом Пчелиного Трона, Залом Львиного Трона, на месте археологических раскопок находится главная достопримечательность Баго – Археологический музей.
Строительство Чьяёкрун - Четырёх Будд, сидящих вплотную вокруг массивной кирпичной колонны и направленных по четырем сторонам света, храма Чьяёкрун приписывают королю Дхаммазеди в 1476 году. Однако согласно легенде по желанию четырех сестер, монских девушек, были созданы массивные скульптуры (30 метров высотой). Будда Гаутама (север), Конагамана (юг), Какусандха (восток), Кассапа (запад). Если какая-либо из сестер решила бы выйти замуж, то один из Будд мог разрушиться, что и произошло однажды с Буддой Кассапа.