Один из самых известных исторических городов Мьянмы, занимающий равное по значимости в мировой культуре место с такими удивительными шедеврами Юго-Восточной Азии, как Ангкор, Боробудур, Луангпрабанг, - Баган. Официально – археологическая зона Баган, для определения области древнего королевства Баган (Паган), расположенная в 300 километрах от Янгона.
Предположительно, более 13 000 храмов, пагод, и других религиозных сооружений было построено на 42 квадратных километрах пространства во время взлета династийного царства Паган между одиннадцатым и тринадцатым столетиями. До современного времени сохранились 4 300 памятников, большая часть находилась в руинах, но в результате летнего наводнения река Иравади поглотила ещё несколько сотен структур.
Конечно, время, природа (особенно землетрясения, продолжающиеся с частотой раз в двести лет) и человек (монголы, завоевавшие царство в 1287 год, не только разрушили город, украли много ценнейших реликвий) не щадили город. Однако самым важным святыням уже вернули их прежнее великолепие, и реставрационные работы продолжаются постоянно. Четыре важнейших и святейших храма в Багане. Храм Ананда. Пагода Швезигон, в которой, как верят, хранится зуб и фрагмент кости Будды. Высочайший храм Тхатбйиннйу и самый широкий храм Дхаммайангуй.
Согласно недавнему обзору - идентифицированных памятников 2 217 и почти столько же кирпичных и глиняных насыпей. Фактически все структуры – кирпичные, лишь некоторые из песчаника.
Два основных исторических типа архитектурных структур можно видеть в археологической зоне Баган. Пагода или ступа (зейди или зеди, на бирманском языке), или пайя. Первоначально, возможно, пирамида из камней, ставшая со временем погребальным памятником и приобретшая космическую символику, связанную с Буддой. Многие зеди строились, чтобы почитать знаменитых людей или оставить в памяти предков воспоминания о каком-нибудь известном роде. Структура колоколобразной формы на квадратной или восьмиугольной платформе, украшенная драгоценными камнями, сверху покрытая священным декоративным оформлением «хти», напоминающим пляжный зонтик. Ступы часто покрывали штукатуркой, несмотря на прекрасную кладку и дополняли замечательной резьбой. Дополнительно к многочисленным автономным ступам, много ступ находится в углах большинства храмов.
Другая архитектура в Багане – храм или пахто. Строительство храмов (гу) было вдохновлено высеченными в скалах пещерами в буддийской Индии, многоэтажными, большими храмами, являвшимися местами вероисповеданий. Они украшались богато фресками, которым можно было поклоняться. В отличие от стрельчатых арок в храмах Ангкора, в храмах Багана широко использовали полуцилиндрический свод и стрельчатые арки. Храмы устраивались вокруг зеди и включали множество других построек, среди которых жилые площади для монахов и залы. Патхо – квадратная или продолговатая структура с внешними террасами, представлявшая Гору Меру, символический дом божеств, в окружении массивной стены, которая отделяла священную сферу от внешнего мира.
Ананда Пайя или Храм Счастья (санскрит, пали – Радость, Счастье) – один из самых прекрасных, самых представительных храмов в Багане. Его называют иногда «Вестминстерское аббатство Бирмы». Расположенный на востоке древней городской стены, этот симметричный шедевр монской архитектуры с некоторым северо-индийским влиянием, отражает переходный этап в архитектуре Багана, от раннего периода. Расположение храма – крестообразное с несколькими террасами, приводящими к небольшой пагоде.
Храм символически представляющий бесконечную Мудрость Будды, был построен при правлении короля Чанзитха (1084-1113). Согласно династийным историям Багана, однажды восемь буддийских монахов пришли ко двору правителя просить милостыню. Они рассказали о легендарном пещерном храме Нандамула в Гималаях, где они предавались размышлениям. Король пригласил их во дворец и попросил подробнее живописать это место. Удовлетворенный их познаниями, он просил монахов построить храм посредине равнин Багана, чтобы в нем сохранялись условия прохлады. Когда они закончили строительство, король Чанзитха настолько преисполнился благоговейным страхом перед величием и оригинальностью святыни, что лично казнил строителей/монахов, по древнему брахманскому ритуалу жертвоприношения, чтобы другой подобный храм не был больше нигде построен.
Интересные особенности храма – многочисленные глазурованные терракотовые плитки, облицовывающие цоколь и террасы, с иллюстрациями джатак, главная цель которых состояла в том, чтобы обучить людей идеям буддизма Тхеравады в соответствии с собственными религиозными предпочтениями короля Чанзитха. Каменные скульптуры на внешних стенах сводчатых коридоров – уникальное явление для Бирмы. Огромные резные тиковые двери, отделяющие внутренние залы от проходов, по четырем сторонам света. Четыре скульптурных изображения из тика Будды (9.5 м), украшенных золотым листом, каждое установленное по сторонам света, с севера на юг.