Небольшой город Айзенштадт, столица федеральной земли Бургенланд, находится у подножия Лейтских гор в начале солончаковых степей, простирающихся в Венгрию. Окруженный виноградниками, лесами, садами, Айзенштадт – удобная остановка на пути к Нойзидлер-Зе. Нойзидлер – одно из немногих равнинных солончаковых озер в Европе, расположенное на территории Австрии и Венгрии, похожее на знаменитое озеро Балатон. Самое крупное в Австрии. Характеризуется обширными камышовыми зарослями, уникальной флорой и фауной, что привлекает большое количество, как туристов, так и исследователей природы.
Главная достопримечательность Айзенштадта и ориентир Бургенланда - Шлосс Эстерхази (Замок Эстерхази). Эстерхази – очень известный аристократический род, ведущий свое происхождение со средневековых времен. С семнадцатого столетия крупнейшие землевладельцы в Венгерском Королевстве. Управляли Айзенштадтом и окружающими пространствами при Габсбургах.
Замок, построенный вокруг двора, проектировал итальянский архитектор Карло Антонио Карлоне, начавший работу в 1663 году. Впоследствии, немало архитекторов реконструировали дворец-замок, приводя к обширным изменениям его внешнего вида. В 17- начале 18 века замок обрел барочный фасад пастельного цвета. Исторический Парадный зал известен как зал Гайдна и часто используется как концертный зал. Йозеф Гайдн более сорока лет состоял на службе у князей Эстерхази капельмейстером. Более сотни музыкальных произведений сочинил Великий Гайдн за это время для исполнения их перед своим патроном. Стены и потолки концертного зала продуманно декорированы, пол просто деревянный, но это способствует акустическому совершенству пространства.
Церковь Гайдна называют также церковью горы Голгофы, рядом с комплексом Кальвария (Голгофа). До 1954 году в склепе церкви находилось только тело композитора, голова была ложной. Настоящая голова же была украдена очень скоро после смерти Гайдна в 1809 году и в течение 145 лет не была воссоединена с телом. Последователи так называемой «френологии Галя» пытались подтвердить свои теории о гениальности. В 1895 году черепом владело Общество друзей музыки в Вене, затем он оказался в Коллекции старинных музыкальных инструментов в Вене в Музеях Хофбурга, где фактически любопытным посетителям позволяли до него дотронуться.
После долгого и сложного путешествия, передачи от одного владельца к другому, голова маэстро, наконец, в 1954 году, воссоединилась с останками. В сегодняшние дни много туристов и поклонников музыки Гайдна посещают церковь и мавзолей Гайдна, расположенный под северной башней, чтобы отдать дань уважения композитору. Прах композитора покоится в украшенном аллегорическими образами красивом белом мраморном саркофаге. Когда череп композитора вернулся к своему скелету, ложный череп не стали убирать и таким образом в могиле Гайдна находится два черепа.
Небольшой дом композитора с 1766 до 1778 теперь музей. Несмотря на такое знатное покровительство, признание и любовь музыки Гайдна многих европейских монархов, композитор в жизни был очень скромным человеком. Помимо оригинальных портретов Гайдна, личных писем, записей музыкальных произведений в музее сохраняются специальные раритеты. Фортепиано-Антон Вальтер 1780 года, медальон/портрет супруги Гайдна Анны Алозии, письмо от любовницы, предположительно родившей Гайдну сына.
Еврейский музей, основанный в 1972 году, первый подобный музей в Австрии, выставки которого детально анализируют еврейскую жизнь. Евреи поселились в Бургенланд с 13-го века. Созданный в историческом здании в бывшем еврейском квартале Айзенштадта, построенном Самсоном Вертхаймером в 1719 году, который являлся главным раввином Венгрии и Моравии и раввином Айзенштадта. Во время экскурсии в музей можно увидеть не только замечательные музейные коллекции, но также посетить бывшую частную синагогу, открытую в 1979 году, и два старых еврейских кладбища.