Аякучо, расположенный на высоте 2746 метров на восточных склонах Андах, изящный колониальный город, известный как «город церквей», благодаря 33 церквям, олицетворяющих один год из жизни Христа, и «город мастеров» из-за величественной архитектуры, сохраненной как нигде в другом перуанском городе, традиций кустарных промыслов. Город по праву может претендовать на корону перуанского «артесаниа» (народное искусство; кустарный промысел).
Перуанское ретабло, керамические церкви, причудливые глиняные статуэтки красного цвета, резьба по камню, серебряная филигрань - то, что встречаешь на протяжении всего Перу и даже в латиноамериканских магазинах в некоторых городах мира, все изготавливают в местных масштабах.
Название Аякучо происходит от двух слов на кечуа «ая» (душа) и «кучо» (местопребывание - потайной уголок), что созвучно «обитель души». Выражение, которое, возможно, возникло из-за обнаруженных многих человеческих останков в этих местах. Местным жителям нравится объяснять высказывание многими критическими событиями в перуанской истории, привязанными к Аякучо, но, прежде всего тем, как люди народности чанка смело сопротивлялись настойчиво завоевательной политики инков и кровавым сражением Аякучо против испанцев за независимость страны в 1824 году. В другой версии Аякучо означает «уголок смерти», но дело в том, что кечуа не принимали традиционного смысла «смерть».
Окруженная зданиями 16-17 веков с каменными арками и красными черепичными крышами, принадлежащие могущественным жителям Аякучо, красивая и спокойная Главная площадь города (Пласа Майор де ля сьюдад де Аякучо) или Пласа де Армас является сердцем города. Лучший образец колониальной архитектуры! Восемь аллей ведут из центра площади в форме звезды. Приятные зеленые участки, замечательный вид собора на фоне окружающих гор располагают к тому, чтобы присесть на одну из железных скамей и просто наблюдать за людьми, фотографирующимися перед памятником Антонио Хосе Сукре в центре площади.
Базилика Менор или Ла Катедраль с высокими сводами, арками, крепкими стенами на южной стороне площади, построенная (1612-1672) по указу короля Филиппа III. Структура из тесаного камня состоит из трех нефов и двух колоколен. Золоченый резной алтарь впечатляющих размеров в стиле барокко испытывает заметное влияние стиля «эрререско» (по имени создателя «неукрашенного» стиля - Хуана де Эррера, выдающегося испанского архитектора шестнадцатого века). Декорированная изящной резьбой кафедра цвета темного ореха также в стиле барочной школы. В соборе сохраняется превосходная коллекция религиозной живописи колониальной эры. Вообще, любой человек, имеющий интерес к колониальной архитектуре, тем более к церквям, будет на седьмом небе от счастья, оказавшись в Аякучо.
В солидном здании на восточной стороне Пласа Майор – Мюсео де артесаниа Хоакин Лопес Антаи. Хоакин Лопес Антай (1897-1981, родился и умер в Аякусо) – известный перуанский ремесленник, а вернее гениальный скульптор, создавший истинные шедевры в традиционном для Аякучо декоративно-прикладном искусстве - ящик Сан-Маркоса (Кахон де Сан Маркос) или «ретабло» Аякучо. Сложное народное искусство представляющее вертепы (в ящиках из кедра), изображающие религиозные, исторические и другие события важные для коренных жителей нагорий Перу (например, церемонии, устные традиции, жестокое отношение к коренным народам, положение людей, проживающих в андских нагорьях). Персонажи, помимо религиозных образов – президенты, известные генералы, герои, крестьяне и так далее. Фигурки изготавливают из отваренного картофеля смешанного с гипсом.
Испанское слово «ретабло» происходит от латинского «ретро-табулум» (позади стола или алтаря»), указывая на то, что первые ретабло (трехмерные статуэтки и изображения в украшенном ящике) помещали позади алтарей в церквях Испании и Латинской Америки. Кроме ретабло в музее экспонируются красочные, очень осязательные коврики ручной работы, филигранное серебро, «вездесущие» перуанские керамические церкви, красноглиняные фигурки музыкантов.
Мусео Касерес, расположенный в роскошном старинном родовом доме Касона Виванко, признанный историческим памятником, предлагает полюбоваться на реликвии Великого маршала Перу, президента Перу Андреса Авелино Касерес Доррегара, родившегося в Аякучо (в 1831 году; умер в Лиме в 1923 году).
Аякучо - прославленный центр кустарных промыслов, и сложно даже представить, какое огромное удовольствие доставит прогулка по магазинам! Высококачественные гобелены и ковры из шерсти и меха альпака, вышивки ручной работы, как и другие предметы артесаниа со всей области, можно приобрести в магазинах Баррио Санта Ана. Много семейных магазинов-мастерских окружает Пласа Санта Ана. Гобелены ткут на вертикальных ткацких станках из пряжи ручного прядения, окрашенной натуральными пигментами. Большинство мотивов заимствовано из археологического (музейного) текстиля. Магазины-мастерские в Аякучо имеют типичную планировку.
Магазин размещается в гостиной и поэтому лучше попросить, чтобы показали более дорогие гобелены. Цена за чудесный стеной ковер примерно 350 долларов, но нет никаких сомнений в том, что он стоит таких денег. Тем более что почти все предметы купленные непосредственно в мастерских стоят значительно дешевле, чем в магазинах Лимы.