Авейру средний город с населением примерно 55 000 человек, разросшийся вокруг преуспевающего порта.История города начинается, возможно, с десятого века, когда Авейру был известен под латинским названием «Авиариум» («птичий двор» или «место в лесу, где водятся птицы»).
Авейру территориально разорванный город, так как включает несколько речных островов в лагуне Риа ди Авейру и часть побережья полуострова, фрегезия (гражданский приход) Сан-Хасинто, расстоянием почти 25 километров, в устье реки Вога на западе.
Живописный прибрежный город с превосходными возможностями для рыбоводства, являлся очень важным с самого начала своего развития. Почти до конца шестнадцатого века он представлял крупный торговый центр, но, к несчастью, из-за природной катастрофы, когда зимой 1575 года ужасный шторм нанес тонны песка, образовав песчаную отмель, перекрывшую порт Авейру, его процветание остановилось. В девятнадцатом веке Авейру заявил вновь о себе успешной торговлей рисом и солью.
Два канала с арочными мостами перекрещивают Авейру, отчего город часто называют португальской Венецией. Архитектура города почти в стиле фламандского барокко, контрастом которой служат тростниковые равнины, солончаки, дюны, окутанные туманом, рисовые поля.
Воды лагуны пересекают ярко расписанные лодки с «лебединой шеей» (заостренные к носу). Названные молисейруш, плоскодонные суда перевозят рыбаков, собирающих морские водоросли, которые используются для удобрений. Иногда они ловят угря, региональная специальность, в мелководьях, покрытых лотосами и кувшинками. Вне города обширные соляные ямы, выровненные белыми пирамидами сохнущей соли.
В Авейру всегда много туристов, хотя у некоторых он вызывает разочарование из-за беспрестанного шума мотороллеров и неприятно пахнущей воды канала. Хотя большинство людей считают путешествие в Авейру приятным и интересным. Лагуны и много укрытых прудиков усеивают пейзаж вокруг Авейру, что, кончено, предлагает возможности для замечательной экскурсии на лодке. Возможно, самый прекрасный вид в Авейру – красивые дома с черепичными крышами вдоль канала с пришвартованными «молисейруш»
Монастырь Иисуса признан самым великолепным примером барочного стиля в Португалии. Построенный в пятнадцатом веке он полон воспоминаний о святой Жуане (Иоанне), принцесса Португалии, дочери Афонсу V и Изабеллы Коимбрской. Она удалилась в монастырь в 1472 году, где и провела остаток своей жизни. В 1693 году была причислена к лику блаженных. Её гробница, инкрустированная мрамором, в стиле барокко находится ниже хора и привлекает много паломников.
В монастыре, помещения которого занимает музей Авейру, находится локон, пояс, четки святой Жуаны, иллюстрированное исследование её жизни. Превосходен портрет Жуаны, написанный в конце 15 века, авторство которого приписывают Нуну Гонсалвишу. Инфанта на портрете одета в немонашеское одеяние, платье, напоминающее о днях во дворце, но выражение лица полно печали и покорности. В музее собраны замечательные коллекции живописи, скульптуры, ювелирные изделия, азулежу (изразцы), мебель, одежда, редкие рукописи 15-16 веков, примечательна позолоченная резьба.
Среди других заинтересовывающих достопримечательностей в Авейру Рыбная площадь (Праса ду Пейши), Каза ди Санта Хита, фасад которого декорирован азулежу, здание железнодорожного вокзала с панелями азулежу.
Церковь Санту-Домингу (святого Доминика) с сине-золотыми запрестольными образами и окнами в форме яйца, обрамляющими верхний неф. Фасад в стиле Мунуэлино, украшенный четырьмя флеронами.
Позорный столб в фрегезии Эжгейра, расположенный недалеко от старой ратуши, датируется началом восемнадцатого века. Тогда он заменил другой, более древний. Спиральная колонна в стиле эпохи барокко установлена на постаменте. Увенчана коринфской капителью, украшенной акантом, на которой возвышается антаблемент и параллелепипед с тремя скрещенными стрелами с цветами и кольцами на концах и высеченными символами страны и Эжгейры: национальный герб, трехпарусник, армиллярная сфера с крестом Иисуса.