Возвышающаяся на центральной площади небольшого городка Андауайлильяс в перуанской провинции Киспиканчи, расположенном на расстоянии не более чем 45 километров от Куско, церковь Сан-Педро-де-Андахуейлиллас с виду кажется красивой, но обычной культовой постройкой в колониальном стиле эпохи Возрождения. Церковь называют Сикстинской капеллой Америк и в определенном смысле это сравнение очень важно. То, что находится внутри, в буквально смысле потрясает. Ошеломительный калейдоскоп ослепительно красочных фресок, кессонный разрисованный потолок, декоративный алтарь, покрытый золотым листом.
Церковь Сан-Педро-де-Андахуейлиллас – одно из самых удивительных и прекраснейших демонстраций религиозного народного искусства Андского региона.
Испанцы, по всей видимости, начали строительство церкви в конце 16 столетия (подпись Луис ли Рианьо с датой 1626 год имеется на одной из стенных росписей), «цементирую» ею своё завоевание над империей инков. В месте находилось инкское поселение, определенно игравшее важную роль в политической и социальной жизни инков. Но фрагменты руин ещё не достаточно хорошо изучены. Плодородные почвы в долине реки Вильканота первоначально привлекли многих колонистов, чьи старинные родовые дома все ещё сохраняются в местности.
Большинство посетителей этой части Перу сосредотачивают свое внимание, как правило, на инкских руинах, но вот сельские церкви часто остаются без внимания. Напрасно, поскольку экскурсии в Андахуейлиллас в церковь Сан-Педро, а также ещё две церкви в сельских районах, недалеко от Куско, Уаро и Канинкунка проливают свет на выдающееся художественное наследие Перу. Только недавно был установлен барочный маршрут, связывающий церкви по всей стране.
Андауайлильяс с населением примерно 5000 жителей гостеприимный городок, принимающий туристов на огромной и мирной пласа де армас, засаженной коралловыми деревьями. Построенная иезуитами на инкском культовом сооружении (внутри находятся останки стен инков) из сырцового кирпича с широкими стенами, фасадом, украшенным фресками, с балконом, двумя массивными квадратными колоннами по бокам главного входа и двумя боковыми часовнями. Церковь поднята на платформе и доступ к входу по ступенькам, как и во многих андских храмах.
С 2009 года она является объектом реставрации, но двери остаются для посетителей открытыми. Местные жители, обучающиеся в школе искусств в Куско, очищают стены, чтобы сохранить фрески, укрепляют фасад и крышу. Крыша одной из часовен разрушилась от влажности, и были повреждены некоторые фрески.
Когда открываешь двери храма, взрыв блеска золота и прекрасных красок многочисленной живописи вводит, правильно будет сказать, в остолбенение. Такое чувство, что для посетителя не остается пространства. Если умеренный экстерьер можно считать произведением эпохи Возрождения, то интерьер – исключительный образец гибридного барокко. Это было искусство, искавшее способ потрясти зрителя, ведь нужно было искать пути к туземному населению, чтобы обратить его в христианскую веру.
Люди, входившие в церковь, визуально испытывали власть новой веры, выраженной в живописном и скульптурном богатстве со всех сторон. Андские живописцы создавали свои произведения в основном в 17-18 веках. Фрески также являлись эффективным способом преодолеть языковый барьер, иметь возможность проповедовать христианские догмы говорящему на кечуа населению. Главный алтарь в стиле барокко из кедра, покрытый сусальным золотом в центре с изображением Пресвятой Девы Марии Розарии, хотя церковь и находилась под покровительством святого Петра.
Картины в Сан-Педро изобилуют аллегориями. При входе живопись, вдохновленная сценами Адами, как поедающий душу монстр с огненным дыханием, в то время как ангелы на небесах стараются противостоять демонам. Даже два органа в хорах украшены ангелами, играющими на музыкальных инструментах.
Особенно впечатляет то, сколько интересных местных символов встречается среди библейских. Растения, фрукты, животные. Христианские фигуры устроены таким способом, что отражают космогонические идеи инков. В сцене Благовещения в прорези в стене представлен Святой Дух и солнце светит через него, стоит помнить, что Инти, Бог Солнца являлся главным божеством инков.
Цветовые оттенки фресок розовый, голубой, белый придают нефу воздушное пространство. Самыми колоритными являются кошмарные сцены Страшного суда на лестничной площадке, работы живописца метиса в 19 столетии Тадео Эскаланте. Голые тела извиваются на фоне пламени, отправляясь в котлы и пасть монстра, ангел выпускает мыльные пузыри, олицетворяющие нашу смертность.