Расположенный по берегам реки Тарн в крупнейшем регионе Франции Южные Пиренеи, на расстоянии примерно 85 километров от Тулузы, город Альби называют часто «красным городом» из-за кирпичных стен зданий в историческом центре. Жителей города именуют альбигойцами, как и участников религиозного движения в двенадцатом-тринадцатом веках (переименованных в связи с этим фактом в катаров, со второй половины двадцатого века).
Альби впечатляет своим укрепленными собором святой Цецилии и дворцом Берби, бывшим дворцом архиепископов Альби, господствующими над историческим центром и рекой – так называемый «Епископский город».
Альби интересен и тем, что это родной город выдающегося французского художника-постимпрессиониста Анри де Тулуз-Лотрека. В музее Тулуз-Лотрека сохраняется важнейшая коллекция произведений художника в мире.
Но конечно город Альби чрезвычайно увлекает своим историческим прошлым, как ядро религиозного движения катаров, признанного римской католической церковью как ересь, популяризированного Клодом Форьелем, опубликовавшим «Песнь об альбигойском крестовом походе» поэму, написанную Гильемом Тудельским на провансальском (или окситанском) языке.
Собор святой Цецилии построенный католиками, представляет поразительный контраст между строгим экстерьером здания и богатым интерьером, насыщенным живописными и скульптурными шедеврами. Произведения итальянских живописцев эпохи Возрождения. Под органом находится одна из крупнейших фресок в мире, в ярких красках изображающая Страшный Суд. Первоначально покрывавшая пространство более чем 200 квадратных метров, она была несколько разрушена в конце семнадцатого века из-за варварской реконструкции – арочного дверного проема в области настенной живописи, где Христос сидит на троне.
Поселение на месте города, как полагают, существовало во времена бронзового века (от 3000 до 600 годов до нашей эры). Позже он входило в состав Римской империи, но практически не сохранилось архитектурных деталей того далёкого времени. Альби испытал значительный расцвет в одиннадцатом веке, тогда было построено много зданий и других структур, в их числе живописный Вьё-Понт (Старый Мост). В этот период Альби представлял богатый коммерческий центр, экономика которого основывалась на торговле, но немалую часть доходов приносили деньги путешественников, пересекавших Вьё-Понт.
Однако после нескольких военных компаний вместе известных как Катарский крестовый поход, с 1209 по 1229 годы, проведенных риской католической церковью, очень возмущавшейся тем, что катары развили собственную версию христианства, город стал приходить в упадок. Затем он был захвачен французской короной в контексте событий с катарами. Но после уничтожения катаров, Альба ещё раз испытал возрождение.
В конце тринадцатого столетия, при епископе Бернаре де Кастане, был практически закончен дворец Берби, больше напоминавший крепость, поскольку строительство предусматривало защиту епископов от возможных внешних атак после катарского крестового похода, да и от горожан города. Дюран де Бокер, епископ, при котором начиналось строительство, заказал глубокие подземелья, четыре башни, мощные стены, окружавшие дворец, защитные функции усиливались и при его преемниках (с 1282 до 1480 года). Дворец, строившийся чуть больше двух столетий, фактически самое большое кирпичное здание в мире.
С семнадцатого века дворец стал епископской резиденцией. А после смерти Анри де Тулуз-Лотрека в 1922 году он предоставил свои помещения для музея с произведениями (более 1000) живописца. Кроме произведений Тулуз-Лотрека – картин, рисунков, плакатов (для кабаре), литографий, воскрешающих в памяти Прекрасную Эпоху, музей имеет превосходную коллекцию античного искусства и искусства периода между двумя мировыми войнами.
Город богат и другими историческими памятниками. Удивительно хорошо сохранившийся центр города демонстрирует много свидетельств Золотого Века Альби. Старые кварталы, сотканные из восхитительных средневековых улочек, романско-готическо-ренессансная архитектура, прекрасные пейзажи реки Тарн с красивыми мостами придают городскому пространству очаровательную атмосферу.
Старейший дом Вьё-Альби (Мэзон ду Вьё-Альби), сочетающий в структуре кирпич и дерево, типичный альбигойский дом средневекового периода. В течение всего года в нём устраиваются выставки, посвященные архитектурному наследию области.