Город Агру неизменно включают практически в любой туристический тур по Индии. На самом деле будет удивительно приехать в страну и не посетить «жемчужину мусульманского искусства в Индии» Тадж-Махал.Столица трех поколений одной из самых энергичных династий средневекового мира, Великих Моголов, воплощение их таланта и роскоши, увековеченных в камне и мраморе, Агра - родина самых прекрасных памятников архитектуры Моголов в Индии.
Агра упоминается в эпическом произведении «Махабхарата» как Аграбан (лес Агры), расположенный рядом со священным городом Матхура, в котором родился Кришна.
Бабур, основатель империи Великий Моголов, одержавший победы над правителем Дели и раджпутским князем, захватил город на берегу реки Ямуна, и с того времени началась история Агры, связанная с Моголами. Пик расцвета Агры находился во время господства Акбара, Джахангира и Шах-Джахана. Акбар Великий сделал Агру центром искусства, наук, торговли. Фактически именно он положил начало современному городу, перенеся столицу из Дели в город Агру. Большинство зданий построено в период между 16 и 17 столетиями.
Строительство Красного форта началось при Акбаре, но каждый император-приемник расширял форт и сегодня комплекс сооружений, обнесенный высокими двойными стенами, представляет разные стили - Акбара, отдававшего предпочтение красному песчанику, его внука Шаха-Джахана, питавшему особенную любовь к белому мрамору. Абу-л Фазл Аллами в летописи «Акбар-наме», которая описывает империю Великих Моголов, говорит, что в крепости находилось пятьсот зданий. Во времена правления Акбара на берегу Ямуны построили много гхат, некоторые предназначались для того, чтобы разгружать или загружать товары, которые транспортировали через реку, другие закрытые проходы использовались только обитательницами гарема.
Возможно, самая примечательная структура в Форте Агры – Дворец Джахангира (Джахангири Махал), построенный Акбаром для сына Джахангира и являвшийся зенана (часть, принадлежащая женщинам в семье). Использовался главным образом раджпутскими женами падишаха Акбара. Роскошные ворота вводят во внутренний двор, окруженный великолепными залами с покрытыми изящной резьбой колоннами, кронштейнами, перекладинами. Все ещё можно определить декоративное оформление в золоте и синем цвете, характерное для индо-персидского стиля. Джахангири Махал – смелое смешение стилей, включая особенности центральноазиатской архитектуры, традиции Гуджарат-Малва-Раджастан, что собственно и привело к созданию классического стиля Моголов.
Фатехпур-Сикри, «Город Победы» построили в честь суфия Салима Чишти, предсказавшего Акбару рождение сына. Бабур, основатель династии, дедушка Акбара, одержал победу в этих местах над Рана Санга, правителем Мевара. В благодарность он назвал область «шукри» (благодарность). В годы правления Акбара здесь находилась небольшая деревня, в которой проживали резчики по камню и Салима Чишти. В 1568 году Акбар посетил суфия и астролога, после чего вскоре у бездетного на тот момент правителя родился мальчик, 30 августа 1569 года. Конечно, решение построить новую столицу в Сикри определялось не только чувством благодарности, город имел и выгодное стратегическое положение, приближавшего Акбара к Гуджарату – следующей цели в его экспансионистских мечтаниях.
желал завоевать Гуджарат, поскольку его прибрежные города идеально подходили для того, чтобы использовать в своих интересах прибыльную торговлю с арабскими землями. Строительство новой столицы основательно началось в 1571 году и длилось в течение примерно пятнадцати лет. Большую часть означенного времени Акбар проводил в Фатехпур-Сикри, но затем город был оставлен навсегда. Причины не вполне ясные, возможно, из недостаточности воды. Но самое вероятное объяснение заключается в том, что Акбар переместил военную базу и сосредоточился на войне против Кабула, который он захватил в 1585 году, и Кандагара, завоеванного в 1595 году. В начале 17 века Фатехпур-Сикри являлся домом для нескольких королевских матерей. В 1619 году император Джахангир располагался лагерем здесь в течение трех месяцев, на то время пока в Агре свирепствовала чума. Девяносто лет спустя город отреставрировали, и в нем прошла коронация Мухамеда Шаха (1709-48). Усилия по восстановлению и значительный археологический обзор последовал, когда Индия стала британской колонией. В сегодняшние дни Фатехпур-Сикри – одна из главных достопримечательностей Индии.
Не представляется возможным воспроизвести на фотографии общий иконический образ архитектурного шедевра, как, например, в случае с Тадж-Махалом, так как Фатехпур-Сикри – большой и децентрализованный.
Город, потерянный в туманах времени, был полностью из красного песчаника, так же как и мавзолей Салима Чишта, позже перестроенный в мраморе. Нет широких бульваров или зданий, которые постоянно сохраняются в поле зрения. И неповторимый опыт для путешественника - блуждать вокруг захватывающих воображение зданий, внутренних дворов, арок призрачного города и открывать для себя далекую и удивительную историю. Структур немного и замечены они по всем четырем сторонам изолированно. Архитектура демонстрирует утонченное чувство пропорции, указывающее на персидские корни Акбара, с сильными индуистскими и джайнскими акцентами, чертами могольской и раджпутской архитектурных школ, свидетельствуя о всеохватном интересе к завоеванным культурам, их традициям и религиозным предпочтениям.
Существует два архитектурных объекта в мире, чье великолепие не может передать ни один художник или фотохудожник – Собор Василия Блаженного в Москве и мавзолей-мечеть Тадж-Махал, - символ романтической любви, прославивший на весь мир образ любимой жены пятого правителя империи Великих Моголов Шах-Джахана Мумтаз Махал.
Персидская принцесса Арджуманад Бану Бегам получила имя Мумтаз-Махал («Украшение Дворца») от Джахангира, отца Шаха-Джахана, во время свадебной церемонии, состоявшей 10 мая 1612 года. Она не была единственной женой императора, но он был особенно предан только ей, а Мумтаз имела существенное влияние на его жизнь и политику. Мумтаз отличалась набожностью, была очень эрудированная, знала несколько иностранных языков. Супругу она родила восемь сыновей и шесть дочерей и умерла во время родов четырнадцатого ребенка в возрасте 39 лет под Бурханпуром, где Джахан расположился лагерем, 17 июня 1631 года, Правитель был настолько опечален смертью любимой жены, что в течение двух лет не снимал траура. Незамедлительно был объявлен конкурс на строительство мавзолея и святыни, достойных возлюбленной правителя.
Многочисленные легенды окружают выбор архитектора Шах-Джаханом, некоторые из них даже неправдоподобные, якобы зодчими являлись итальянцы или французы. Считается, что несколько архитекторов трудились над проектом Тадж-Махала, среди них Устад Ахмад Лахаури, Макрамат Хана, Дешенов-Ану, и главный зодчий Ахмад Лахаури. Но верно то, что таланты многих людей, архитекторов, каллиграфов, художников, инженеров, резчиков, ремесленников, и обычных чернорабочих, объединились в работе над мавзолеем. Не менее 20 000 человек работали над Тадж-Махалом с 1631 по 1648 годы, и работа в отдельных частях продолжалась до 1653 года. Тадж-Махал («корона дворца») – структурно интегрированное творение, включающее мавзолей, мечеть, сады, ворота, фонтаны. Люди действительно создали величайший шедевр.
После смерти тело Мумтаз Махал было предано земле в Бурханпуре, а через шесть месяцев перенесено в Агру, на территорию строившегося комплекса, во временную могилу. Первоначально Джахан задумал построить точную копию белого мраморного Тадж-Махала, из черного мрамора, в котором бы покоились его останки. Два мавзолея должны были быть связаны мостом из серого мрамора через выровненную кипарисами реку Джамну. Но мавзолей-близнец из черного мрамора так и не был достроен. Внимание Джахана было отвлечено междоусобной борьбой между сыновьями. Падишах был свергнут Аурангзебом, сыном Джахана и Мумтаз, в 1658 году, который заточил отца в Красном форте, где он провел все последовавшие дни до самой смерти в 1666 году.
Воинственный Аурангзеб совсем не интересовался памятниками, он слишком ревностно насаждал ислам, оскверняя при этом многие индуистские святыни, преследуя суфизм, в нем не было ничего от прежних представителей Моголов. Кенотафий Джахана появился в Тадж-Махале словно запоздалая мысль рядом с расположенным в центре кенотафием его возлюбленной жены. Шаха-Джехана и Мумтах-Махал захоронены на том же месте, где находятся кенотафии, под землей. Правлением Джехана, как считают исследователи, закончился Золотой Век Империи Великих Моголов. Тадж-Махал стал приходить в упадок, при колонизаторах он удостоился презрения и систематически грабился. Генерал-губернатор Индии лорд Уильям Генри Кавендиш-Бентинк, вообще, планировал лишить Тадж-Махал мрамора и послать его на аукцион в Англию, к счастью на тот момент не было полноценно развитого рынка мрамора.