Пьер Лоти – морской офицер и писатель, написавший в начале 20 века ряд романов, вдохновленных собственными путешествиями и насыщенными чрезвычайно экзотическими подробностями. Сегодня его книги неизвестны настолько широко, но в свое время все его произведения стали бестселлерами. «Азиаде», «Бал в Иеддо», «Роман одного спаги», «Мой брат Ив», «Исландский рыбак», «Госпожа Хризантема», «Матрос», «Рамунчо» и другие. Популярность Лоти при жизни была огромной, об этом свидетельствует и то, что после смерти ему были устроены государственные похороны. Он похоронен на острове Олерон.
Лоти – псевдоним. Настоящее его имя – Луи Мари Жюльен Вио. Его дом, расположенный в историческом центре города Рошфор, стал музеем. Это один из самых привлекательных для посетителей музеев города и всего департамента Шаранта Приморская, он упоминается во многих путеводителях, на веб-сайтах города, в крупных туристических офисах. Дом-музей Пьера Лоти с 2012 года он определяется, как «дом знаменитости» и зарегистрирован в Историческом маршруте сокровища Сентонж, включающих 22 светских, военных, религиозных памятников, дворцов, музеев, в департаменте Шаранта Приморская, которые охватывают почти 4000 лет истории исторической провинции Сентонж. Также он является частью сети крупных музеев региона Пуату – Шаранта.
Пьер Лоти приобрел в 1895 году дом по соседству с домом его детства и преобразовал все пространства в уникальное место с театром, где ставили пьесы, в которых роли исполняли приглашенные знаменитости. Огромная популярность Лоти позволяла это делать, среди театральных звезд на сцене его театра регулярно выступала великая Сара Бернар.
Интересные объекты, артефакты, декорации, сувениры, которые он привозил из многочисленных путешествий по всему миру, украшали особняк с тематическими залами. Ренессансная столовая и готический зал, арабская и турецкая гостиная… Сегодня, попадая в эти залы, воображение уносит посетителя в волшебные миры средневековья и экзотического Востока.
Перед смертью, не надеясь, что его дом будет передан общественности, он оставил сыну Самуэлю письмо, в котором просил все продать, за исключением некоторых личных вещей и семейных реликвий с наставлением или хранить их или сжечь («Tu les gardes ou tu les brules»).
В 1969 году семья подарила дом городу, он обрел статус муниципального музея и открыт для общественности с 1973 года. В 1990 году его квалифицировали как исторический памятник.
За строгим внешним видом величественного здания посетителя ещё не знают что их ожидает, но они моментально очарованы фантастической обстановкой как только попадают внутрь. Этот внутренний мир писателя, реконструированный в удивительных интерьерах, очаровывает каждого.
На первом этаже расположены Красный салон (Salon rouge) и Синий салон (Salon bleu) с картинами и предметами семьи Вио. С них начинается экскурсия по музею.
Ренессансный зал (salle Renaissance) с гобеленами знаменитой мануфактуры Гобеленов, кессонными потолками, огромным камином, галереей (балконом) для музыкантов являлся частью знаменитой ночной жизни.
Готический зал (salle Gothique), возможно, самый удивительный, включает камин, балочный потолок, рыцарские доспехи, готические окна (из заброшенной часовни в Марене). В этом зале состоялся в 1888 году «ужин Людовика XI», на котором все гости были одеты в исторические костюмы и говорили на старо французском языке.
Мечеть (Mosquee) была создана из аутентичных материалов, из каких была построена мечеть Омейядов в Дамаске в шестнадцатом веке. Но декорации не соответствуют (они не из той мечети). Мраморные колонны и фонтан романист заказал местному мастеру. Интерьерную сцену реконструировали в соответствие с воображением писателя, не заботясь о подлинности.
Турецкий салон (Salon turc) украшен оригинальным диваном, подушками, шторами, лепным потолком.
Арабская палата (Chambre arabe) декорировала эмалями и имеет машрабию.
Есть ещё Китайский зал (Salle chinoise), к сожалению, в значительной степени утрачен, но есть надежда на восстановление.
Экскурсия заканчивается в странной комнате, монашеская простата которой резко контрастирует с роскошью и необычностью других залов.
Дом Пьера Лоти будет закрыт в течение достаточно долгого времени на реконструкцию, которая продлится пять-десять лет. Вся информация предоставлена на сайте: www.maisondepierreloti.fr