Путешествуя по Узбекистану, возможно, одной из самых непростых задач будет решить, что привести для себя, родным и близким в подарок, разнообразие традиционных товаров, какое встречаешь в этой древней стране, славящейся богатыми традициями декоративно-прикладных искусств, поражает.
Типично в Узбекистане люди отправляются за покупками на базары, где можно найти все, не считая продуктов, – красивые ковры, шелка, ремесленные изделия, традиционную одежду.
Кроме того, базары, безусловно, лучшее место, где интересно наблюдать за повседневной жизнью местных жителей. Фиксированные цены только в государственных магазинах, тогда как на базарах и в частных магазинах торг как бы представляет часть своеобразной игры.
Среди символичных узбекских сувениров - бабайчики, тюбетейки, шиладжит (мумиё) – «покоритель гор и разрушитель слабости».
Одна из самых ярких традиций узбекских ремесел – ткань икат. Сложная ткацкая техника икат заключается в поэтапном окрашивании нитей в разные цвета, прежде чем ткань будет соткана. Среди известных тканей икат – адрас (хлопково-шелковый икат), бахмал (шелковый бархат икат), атлас икат. Традиционные узбекские икаты окрашены очень сочно интересными мотивами, часто воссоздающими представления и верования людей.
Икаты ткут вручную на узких ткацких станках, поэтому они имеют определенные размеры - от 38 до 60 сантиметров шириной. Икаты прекрасны в качестве декораций в интерьерах (для отделок занавесок, ламбрекенов, подушек, даже обивки мебели), из них шьют прекрасную одежду и создают шикарные аксессуары.
Бухарские ковры популярны во всем мире. Многие считают, что дизайн этих ковров сложился в Бухаре, однако создателями дизайна, основанного на повторяющихся восьмиугольных орнаментах (гул) на фоне бордового, серо-синего, иногда зеленого цвета, является текинцы (туркменское племя теке). Главным образом они продавались на рынках Бухары, так и произошло название. Учитывая такие обстоятельства, как исключительная долговечность, возможность разного применения в домашнем интерьере, дополненные сочными красками, красивыми узорами, высоким ворсом изделий, неудивительно, что Бухарские ковры и коврики весьма востребованный товар.
Превосходным подарком из Узбекистана для женщины, можно не сомневаться, будет предмет одежды, от жилетов до вечерних платьев, или аксессуар (тюбетейка, пояс, сумка) золотого шитья.
В сегодняшние дни работает несколько школ золотого шитья в Узбекистане, но ключевым центром традиционно считается Бухара, где оно было развито.Золотое шитье выполняют преимущественно на бархате, реже на шелке и замше. Исключительно красиво смотрятся изделия из бархата зеленого, красного, фиолетового, синего цвета с золотым шитьем.
Вышивку сузани, которую поэтически называют «цветущим садом», используют для украшения настенных ковров, занавесок, покрывал, сумок, наволочек. Каждая деталь продумана, орнаменты, изображения, цвета вышивки имеют символические значения и олицетворяют традиционные ценности.
Искусство резьбы по дереву развилось в Узбекистане на рассвете истории. Как ни парадоксально именно то, что земли Узбекистана бедны лесами и позволило развиться этому прекрасному виду декоративного искусства. Отношение к древесине всегда было предельно внимательное, что приводило к бережной художественной обработке. Древесина самых прекрасных пород деревьев используется для резьбы по дереву, грецкий орех, платан, карагач, можжевельник, шелковица. Резьба по дереву в домашнем хозяйстве охватывает широкий диапазон объектов, от мебели к небольшим вещам, как шкатулки, настенные тарелки. Особенно славятся резчики по дереву из Хивы, Коканда и Ташкента.
Керамика – старейший вид декоративно-прикладного искусства в Узбекистане. На территории страны работает много керамических центров, имеющих богатые исторические традиции. Основываясь на стилях художественных оформлений и, технологических особенностях в целом все школы можно объединить в стили Хорезм, Фергана (Риштан, Гурумсарай), Бухара-Самарканд (Самарканд, Ташкент, Ургут, Гиждуван, Денау).
Хорезмская и Ферганская керамика имеют общую технологию, использование растительного пигмента для глазури, который придает продукт темно-синий оттенок после обжига. Но отличаются школы тем, что работают в разных областях применения, так хорезмские мастера работают не только с посудой, но и с архитектурной керамикой, производя керамические плитки.
Ферганская школа представлена посудой синего цвета разных форм с цветочными мотивами.
Главная особенность школы Бухара-Самарканд связана с технологическим фактором – применение свинцовой глазури, зеленовато-желтых и коричневых пигментов.
Особой известности в последние десятилетия добились мастера Гиждувана. Керамика в Гиждуване – это вековые традиции. С древних времен Гиждуван рассматривался как важный торговый город и центр ремесел. В течение эпохи Великого Шелкового Пути она являлась транзитной остановкой. Караваны и путешественники, следовавшие в Бухару или из Бухары, останавливались в Гиждуване на ночлег.
Для Гиждуванской школы характерно использование коричневой краски для фона с желто-зелеными глазурованными акцентами. Мотивы - главным образом цветочные рисунки, большие цветы, листья, розетки, и немного геометрических орнаментов. Гиджуванский стиль абсолютно уникален, и не испытывает влияние никакой другой школы.