Очень красивый, декоративный псевдорусский стиль живописного собора известного как Спас на Крови при первом впечатлении кажется больше подходящим в Москве, чем в Санкт-Петербурге с его элегантной, архитектурой, выдержанной главным образом в стилях барокко и классицизма. На самом деле автор проекта зодчий Альфред Александрович Парланд, в определенной степени сознательно копировал неповторимый Храм Василия Блаженного.
Драматические обстоятельства послужили основой для строительства Храма Спаса-на-Крови, к чему обращается и выражение «кровь» - кровь царя. 1 марта 1881 года император Александр II был смертельно ранен от взрыва бомбы, брошенной народовольцем Игнатием Гриневицким под ноги Александра.
Строительство собора было уполномочено императором Александром III, чтобы увековечить память отца. В двух архитектурных конкурсах на лучший проект храма, Александр отклонил проекты всех архитекторов. Дизайн собора был придуман Архимандритом Игнатием настоятелем Троице-Сергиевой пустыни, по его словам «вдруг его осенила мысль начертать проект» с уверенностью, что именно он будет принят. Он обратился для разработки проекта к Парланду, с которым у него сложились прекрасные отношения во время строительства в Троице-Сергиевой пустыни. Заключительный дизайн в большой степени напоминал Собор Василия Блаженного и Владимирский собор (в Киеве), но Александру он понравился. Строительство храма началось в 1883 году и продолжалось до 1907 года, Игнатий умер в 1897 году и Парланд один закончил работу.
Никакие крещения, панихиды, свадьбы, другие традиционные церковные службы в соборе не проводились, этого не было в планах Александра, только одно великое предназначение - память об Александра II, символизировавшаяся еженедельными поминальными службами и чтением проповедей, которые привлекали большое количество верующих.После революции, несмотря на то, что собор получил в 1923 году статус кафедрального в 1931 году было принято решение о его разборке которое затем перенесли на неопределенное время. В 1932 году собор закрыли и по существу превращен в свалку. Во время блокады Ленинграда в него свозили трупы умерших людей. В послевоенное время Малый драматический театр арендовал собор для хранения декораций.Ценная святыня разрушалась практически на глазах. Четыре яшмовых колонны с мозаичными опорами и часть балюстрады - все, чему удалось сохраниться.
20 июля 1970 года, после того как собор был взят в 1968 году Государственной инспекцией памятников под охрану, его передали Исаакиевскому собору, в нем планировалось создание филиала музея «Исаакиевский собор». Восемьдесят процентов выдающегося возрождения храма финансировалось Исаакиевским собором. 19 августа 1997 года через девяносто лет после освящения и 27 лет реставрационных работ состоялось открытие великолепного храма, когда тысячи людей заполнили собор.
7065 квадратных метров внутреннего убранства собора покрывают мозаики, связывающие убийство царя-освободителя Александра II с распятием Спасителя человечества. Это в истинном значении выдающийся музей мозаики. Мозаика, созданная в традициях академической живописи, византийской иконописи, модернистском стиле создавалась по эскизам знаменитых русских художников. Михаила Васильевича Нестерова, Виктора Михайловича Васнецова, Николая Николаевича Харламова, Андрея Петровича Рябушкина, Владимира Владимировича Беляева.
Одно из самых потрясающих сокровищ собора сень, в пределах интерьера, над местом, где Александр был смертельно ранен, созданная по рисунку Парланда из уральских и алтайских самоцветов. Высокий антаблемент из ревневской яшмы лежит на четырех колоннах из серо-фиолетовой яшмы. По углам находятся стилизованные вазы из николаевской яшмы.