Сказано, что если для кого-то в других популярных городах будет достаточно увидеть главные достопримечательности, Вена на этом не останавливается, приглашая своих гостей для дальнейших исследований.
Современная Вена – космополитический центр и ослепительная столица, известная своей преданностью культуре и изысканным удовольствиям. Туристы стекаются в Вену из всех уголков мира, чтобы видеть роскошные дворцы, церкви, изумительные парки, посещать великолепные музеи, кафе, слушать гениальную музыку, вкушать удивительную выпечку и дегустировать изумительные вина.
Вена…. словно сон наяву, стимулирующий все области человеческой психики, выделенные Зигмундом Фрейдом, знаменитым жителем города: гипер-аналитическое супер-эго, творческое эго, жаждущее наслаждений подсознание.
В Вене даже те, кто принципиально не согласен с теориями Зигмунда Фрейда о психоанализе, стремятся увидеть место, служившее основателю психоанализа и домом и рабочим кабинетом с 1891 до 1938 года. После прихода к власти нацистов в связи с их жестокой политикой в отношении еврейского вопроса, он вынужден был бежать из Вены, когда город был захвачен нацистами, переехав в Англию.
Музей Зигмунда Фрейда, расположенный по Берггассе, в доме № 19, рассказывает о жизни психотерапевтической практике ученого. Также в музее устраиваются временные выставки, посвященные влияниям психоанализа на современную культуру, искусство, общество в целом.
Музей включает Приемную, часть его тогдашней квартиры, коллекцию антиквариата, библиотеку, документы. Знаменитая кушетка Фрейда находится в Лондонском музее Фрейда, так же как и большая часть обстановки, которую Фрейд перевез, отправившись в эмиграцию. Третий музей Зигмунда Фрейда находится в Чехии в Пршиборе (Фрайберг), дом, в котором он родился.
Дом сецессиона (на Карлсплац), в просторечии Сецессион, помещение для выставок современного искусства, построенный по проекту Йозефа Мария Ольбриха, в 1897-1898 годах, является одним из самых известных зданий в стиле австрийского модерна (Югендстиль).
Густав Климт написал цикл картин под названием «Бетховенский фриз» для выставки 1902 года, считающийся, пожалуй, самым выдающимся произведений югендстиля. Однако сказать, что венское общество было готово к показу голых фигур, полуобнаженной беременной фигуры на фоне гигантской гориллы, будет преувеличением. Работа «томилась» в запасниках, в 1938 году была захвачена нацистами. Только 84 года спустя она, наконец, появилась для публики, став культовой туристической достопримечательностью. Произведение (без гориллы) представлено на коллекционной золотой австрийской монете в 100 евро.
Выполненное в форме архитектурного фриза, произведение делится на три части: Тоска по счастью – рыцарь, собирающийся на борьбу со зловещими силами, его благословляют Победа и Сострадание (женские фигуры):
В центральной части – Враждебные силы (Трифон и три горгоны – символы болезни, безумия, смерти, женские фигуры, олицетворяющие все человеческие страсти и страдания, беременная женщина – символ Гложущей тоски всего человечества);
Искусство, Хор ангелов Рая - появляется рыцарь в сияющих доспехах, путешествие заканчивается открытием Радости посредством искусства, удовлетворение (собственные амбиции, сочувствие к мольбам и страданиям людей) представлено в страстном объятии и поцелуе. В конечном счете, и индивидуальный и коллективный поиск находит достойное завершение в красоте искусства, Любви и Преданности.
Все изображенные фигуры символизируют состояния, желания, страсти, радости, опасности.
Музей Леопольда, известный, прежде всего, коллекциями работ Эгона Шиле и Густава Климта, созданный на базе коллекции Рудольфа и Элизабет Леопольдов, одна из важнейших достопримечательностей, в составе Музейного квартала (Музеумсквартир), Вены, принимает каждый год 350000 посетителей (Музеумсплац в 7-м венском районе Нойбау).
Эгон Шиле – один невероятно популярных художников экспрессионистов Современности. Это связано, в том числе, и с его биографией – отношения с моделью Уолли, их образа жизни, за который они были подвергнуты остракизму жителями Вены и изгнаны из города, предполагаемой занятости девочек-подростков в качестве моделей, пребывание в тюрьме за признание вины в показе эротических рисунков в месте, доступном для детей, ранняя смерть от испанки (испанский грипп), унесшей в 1918 году жизни 20000000 жителей Европы. Сначала умерла его жена Эдит, бывшая на седьмом месяце беременности, в течение трех дней после её смерти Шиле сделал несколько эскизов Эдит – это были его последние работы.
Шиле исследовал не только облик человека, но и его сексуальность. Многие исследователи считают творчество как гротескное, эротического, даже порнографического характера, ориентированное исключительно на секс, смерть. Провокационная нагота, патологически действующие самостилизации часто служат подтверждением это узкой направленности, тем более дополняемой биографическими особенностями, привлекая интерес публики подробностями его частной жизни, не сосредотачивая внимание на основных аспектах мира идей Шиле. Автопортреты Шиле не менее шокирующие, чем портреты подростков – все они находятся как бы в близости к опасности, часто изображения фигур «обезглавленные» или в пятнах невыразимого цвета.
Творчество Шиле рассматривает вопросы идентичности и понимания природы, размышляет о перцептивных процессах. Автопортреты Шиле должно прочитывать, как попытки понять самого себя, в качестве переменной величины, в эпоху борьбы с кризисом личности.
В последние года он работал часто с обнаженными натурами, но работы исполнены в более реалистической манере.
Десятилетия спустя после безвременной кончины Шиле, его творчество стало одержимостью респектабельного венского врача-офтальмолога Рудольфа Леопольда. Сложно представить насколько тяжело ему приходилось собирать свою коллекцию в консервативной Вене 1950-х годов.
Более 50000 произведений, собранные за пять десятилетий при содействии австрийского правительства и Национального банка Австрии были консолидированы в частный музей Леопольда. В 2001 году состоялось торжественное открытие музея Леопольда, на котором присутствовал президент Австрийской Республики Томас Клейстиль. Директором музея был назначен Рудольф Леопольд (скончался в 2010 году).
В историческом контексте австрийское искусство первой половины 20 столетия в музее экспонируются произведения ведущих мастеров конца 19 – начала 20 веков.