Музей истории искусств - художественно-исторический музей в Вене является ведущим музеем в Австрии и одним из лучших в Европе. Открытый в 1891 году он расположен на Рингштрассе в монументальном здании, построенном при императоре Франце Иосифе I согласно его проекту развития австро-венгерской столицы.
Много великих музеев мира размещается в бывших дворцах, например как Лувр в Париже или Прадо в Испании.
Уникальность Венского музея истории искусств и в том, что здание строили специально для существовавших коллекций. Уже это определяет уровень музейного собрания.
На самом деле по Рингштрассе в период 1872-1891 построили два музея – художественно-исторический и естественной истории – оба здания похожи как близнецы, в ренессансном стиле по проекту архитекторов Готфрида Земпера и Карла Ван Газенауера. Музеи находятся друг напротив друга через Мария-Терезия плац.
Музей естествознания - важнейший в мире и крупнейший музей в Австрии. Примерно в 1750 году император Франц I Стефан Лотарингский, супруг императрицы Марии Терезии, приобрел огромную коллекцию природных образцов - улиток, кораллов, моллюсков, драгоценных камней, редких минералов - она и составила ядро будущего музея.
С течением времени коллекции настолько разрослись, что в Хофбурге им просто не хватало места.
В ходе разрушения старых стен внутреннего города и строительства кольцевой дороги в 1857 году было запланировано построить два крупных музея – Музей истории искусств и Музей естествознания. Строительство музея естествознания началось в 1871 году, 10 августа 1889 года император Франц Иосиф I торжественно его открыл.
Создание монументального центра изобразительных искусств позволило объединить различные коллекции Габсбургов в едином месте и открыть их для широкой публики. Филиалы музея включают замок Амбрас в Инсбруке, Этнологический музей в Новом Замке (Нойе Бург), австрийский театральный музей во дворце Лобковиц. Несколько коллекций размещаются в Хофбурге (древние музыкальные инструменты, оружие и доспехи), во дворце Шёнбрунн.
Войдя в музей, посетитель сразу же погружается в атмосферу элегантности и роскоши. Великолепные декорации, созданные из драгоценных материалов с преобладанием белого и черного мрамора. Справа и слева от входа низкие скамейки, обшитые красной кожей. Присев на них, замечательно обозревать куполообразный потолок, наводящий мысли о Пантеоне в Риме, хотя Музей также можно называть если не «храмом всех богов», то «храмом всех Искусств».
В основе постоянной коллекции Художественно-исторического музея портреты, доспехи из коллекции эрцгерцога Фердинанда Тирольского, живопись, скульптуры из коллекции императора Рудольфа II, коллекция живописных произведений барокко 17 века, принадлежавшая эрцгерцогу Леопольду Вильгельму. Постоянная выставка разделена на восемь отделов: древности Египта и Ближнего Востока, греческие и римские древности, средневековое искусство, живопись, декоративное искусство и скульптура, доспехи, монеты, библиотека.
Картинные коллекции трех Габсбургов, которым наиболее обязан музей, определили характер собрания. Вначале они были собраны вместе в Штальбурге, прежде чем в 1781 году переехали во дворец Бельведер и затем уже в Музей истории искусств.
Собрание произведений музея считается одним из самых важных и обширных в мире. Живопись нидерландского Возрождения, живописные произведения немецкого возрождения 16 столетия – Ян Ван Эйк, Рогир Ван дер Вейден, Мабюз, Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах Старший. Фламандское искусство барокко 17 века – Рубенс, Антонис Ван Дейк, произведения нидерландских живописцев-реалистов – Вермер, Рембрандт.
Иероним Босх, Гуго Ван дер Гус, Ганс Мемлинг, Рафаэль, большая коллекция работ Рубенса, Аннибале Карраччи, Пармиджанино, Якопо Бассано, Караваджо, Веласкес, Якоб Йорданс, Давид Тенирс Младший, Франс Снейдерс, Герард Терборх, Бернардо Беллото, Каналетто и многие, многие другие.
Среди некоторых шедевров коллекций: «Мадонна на лугу» (Мадонна в зелени) Рафаэля Санти, «Поклонение святой Троице» Альбрехта Дюрера, «Юпитер и Ио» Антонио да Корреджо, «Зима» и «Лето» из серии «Аллегории времён года» Джузеппе Арчимбольдо, «Мадонна с четками» Караваджо, «Автопортрет» (1652) Рембрандта, «Аллегория живописи» (Мастерская художника) Яна Вермера
Портрет кардинала Никколо Альбергати, маслом по дереву, Яна ван Эйка.
Альбергати был дипломатом при папе Мартине V и, вообще, играл важную роль в папской политике.
Ян Ван Эйк познакомился с ним в Аррасе в 1431 году во время проходившего там Конгресса мира. Живописец сделал рисунок, который позже послужил эскизом для живописного портрета. В настоящее время рисунок сохраняется в институте здравоохранения в Дрездене.
Прелат изображен в три четверти, что обычно для фламандской портретной живописи с тридцатых годов 15 столетия, на темном фоне, что зрительно увеличивает фигуру, изображенную в ярком свете. Черты мужчины указывают на некоторую усталость, скорее психологическую. Несмотря на признаки солидного возраста, он выглядит добродушно, торжественно спокойно.
Как характерно для работ Ван Эйка, исключительное внимание деталям, благодаря специальной технике (последовательные слои красок, разведенные с маслом в качестве связующего элемента) живописец добивается потрясающей прозрачности и ясности. Это реально ощущается в морщинах, аналитически выписанных, изяществе с которым написаны волосы, мягкости тяжелой ткани пальто с меховой отделкой.
Алтарь Сан-Кассиано, живопись маслом по дереву Антонелло да Мессина. Название происходит от церкви Сан-Кассиано в Венеции, для которой он предназначался. Появление произведения сопровождалось сенсационным успехом, оно представляло рубеж между старыми и новыми техниками, так использованные масляные краски имели совершенно инновационный состав на тот период.
Мессина, возможно, вдохновлялся другим алтарем, Джованни Беллини в церкви святых Иоанна и Павла (утерянная работа, известная по графической копии), но композиция определяется с большой осторожностью – в форме пирамиды, святые расположены менее плотно вокруг высокого сидения Богородицы.
Самое удивительное в произведении – атмосферные эффекты, создаваемые светом, они объединяют работу теплыми тонами, делают более естественным представление. Золотой цвет наполняет фигуры, с легкостью воссоздает различные детали и пространственные отношения между фигурами.
Музей истории искусств имеет крупнейшую в мире коллекцию произведений величайшего нидерландского живописца 16 столетия Питера Брейгеля Старшего.
В числе работ: Вавилонская башня, Детские игры, Самоубийство Саула, Несение креста, Избиение младенцев, Обращение святого Павла, Охотники на снегу, Хмурый день, Крестьянская свадьба, Крестьянский танец, Детские забавы, Возвращение стад, Крестьянин и разоритель гнезд, Битва Поста и Масленицы, Две рыночные торговки, Буря на море.
Коллекции, принадлежащие музею, охватывают практически весь спектр изобразительного искусства, в том числе редчайшие манускрипты, произведения декоративно-прикладного искусства, находившиеся под покровительством Габсбургов, правивших огромной Австро-Венгерской империей на протяжении веков. Музей истории искусств в Вене – это уникальная сокровищница культуры центральной, восточной и южной Европы.